Документальное кино и немножко краудфандинга
Около года прошло, как я открыл для себя российский краудфандинг. До этого я видел только иностранные проекты, типа сбора денег на производства пневматического ружья, стреляющего солью и предназначенного для уничтожения мух и других летающих паразитов. Был еще один проект, который просто меня поразил своей бессмысленностью и глупостью — “Железная статуя Росомахи” в Москве. Цитата из описания проекта:”Мы мечтаем не просто создать первую в мире статую Росомахи, а мечтаем о том, что она станет символом героического подвига и мужского характера.” Сумма требуемая для реализации в размере 300 000 рублей была собрана буквально за несколько дней. Видимо, для нынешних молодых жителей России символом подвига являются персонажи комиксов, а не настоящие герои — Алексей Маресьев, Александр Матросов, Николай Гастелло или настоящий Герой уже нашего времени — Сергей Солнечников, накрывший собой гранату и ценой собственной жизни спасший солдат.
Так что не все краудфандинговые проекты одинаково полезны.
Как я попал на сайт Бумстартер я уже не помню, скорее всего увидел ссылку в ленте на Фейсбуке. Впрочем, это не важно.
В феврале я натолкнулся на информацию о сборе средств на съемку дипломной работы студентов-кинематографистов мастерской Сергея Мирошниченко. Речь шла о создании фильма об учителе одной из сельских школ Волгоградской области, а в качестве авторов выступали мои земляки-волгоградцы — Евгений Ховаев и Светлана Макарова, режиссер и оператор, соответственно.
Честно говоря, особо не раздумывая, решил немного помочь проекту, перечислив совсем чуть-чуть денег. Семейный бюджет, как говориться, не пострадал. Сделал рассылку своим товарищам по социальной сети и многие откликнулись на мой призыв, за что им отдельное человеческое спасибо! В качестве благодарности авторы обещали пригласить на премьеру и подарить диск с фильмом.
Время шло, а фильма все не было. Я уже и забывать стал. Но в конце лета получил письмо от Евгения, в котором он сообщал, что проект был реализован и скоро состоится премьера фильма, сначала в Волгограде, а затем и в Москве. Оставалось ждать. И вот — я получил письмо с приглашением на премьеру. Она должна была состояться в рамках киноклуба “Молодежная среда” в Московском Доме кино.
Наступило 4 декабря. Не думал, что в Белом зале Дома кино соберется так много народа, что почти не осталось свободных мест. В основном зрители были младше 25 лет. Заметьте, это была не премьера очередного мега-блокбастера, а сеанс документального кино.
В самом начале на сцену поднялись собственно виновники торжества — молодые авторы фильмов: Анна Шишова — барышня хрупкая, немного задумчивая, но при этом смелая и пронзительная в своих работах, Никита Кольцов — вдумчивый и ироничный молодой человек, София Гевейлер — девушка немногословная, но точно знающая что она хочет показать зрителю и Евгений Ховаев — улыбчивый юноша, с одной стороны смело использует современные новомодные штучки типа Краудфандинга, а с другой — показывает жизнь наших современников такой, как она есть, с какой-то доброй и немножко грустной наивностью.
Публика тепло приветствовала ребят, которые сказали несколько приветственных слов.
И вот в зале погас свет, началось таинство кино.
Первой картиной был фильм Анны Шишовой “Катя”. Повествование шло от первого лица — девушки Кати, которая живет в Индии. По ходу повествования, когда кадры индийской действительности, перемежались кадрами из окна поезда следовавшего где-то в районе Москвы зимой, Катя рассказывала о своей жизни, которую она помнила лет с четырех. Она выросла без отца, мама была, что называется, “вольной художницей”. Детство героини пришлось на 90-ые годы, время безвременья, человеконенавистничества, всеобщего равнодушия и катастрофического обнищания населения России. Все самое тяжелое в жизни свалилось на хрупкие девичьи плечи — постепенно сходящая с ума мама, бродяжничество и попрошайничество, наркотики и занятие проституцией. Безусловно, все это не могло не сказаться на психике девочки, которая все дальше уходила в себя. В какой-то момент, уже будучи замужем, беременная Катя с супругом почему-то решили покинуть Родину и уехать в Индию. Чем был вызван именно такой выбор, не ясно. Но факт остается фактом — Катя едет в Индию. На российской границе мужа задерживают и она принимает решение ехать дальше уже одна. Видимо, крайней точкой не возврата стала потеря собственного ребенка, погибшего при родах.
Фильм сопровождается более, чем натуралистичной картиной индийского быта — грязь, нищета, перенаселение и т.д. Катя рассказывает, но каких-то эмоций не проявляет, только грустная улыбка
безысходности на лице. Она работает в каком-то сельском приюте для животных, которых оперируют без применения обезболивающих средств, так как их просто нет возможности достать.
Что это за картина — мелодия уходящего поезда жизни или открытая книга, в которой Катя может открыть новую страницу и начать все сначала — каждый решит сам.
Второй картиной была смешная постановочная кинозарисовка «О нет! Только не это» из жизни репортеров, посещающих различные светские тусовки, кинофестивали, презентации. История рассказывается как бы от первого лица — репортера как бы светской хроники. Просто ироничный стеб на тему “гламурных тусовочных ньюзостей”.
Режиссеров выступил совсем молодой парень Никита Кольцов. Так же называется интернет-фильм, который насчитывает уже более 60-ти серий и пользуется небывалым интересом у зрителей, кому не чужда стилистика Монти Пайтон.
«Данный взамен» — фильм Софии. Грустные глаза, слезы, крики детей, шум большого города, рождение ребенка, откровенные монологи молодых мам, дети-отказники, невзгоды и людские трагедии.
“Мама говорила мне, что четвертый ребенок это уже лишнее, мне не нужно его рожать. Но мы скоро встанем на ноги, ну года за два, квартиру купим и я обязательно заберу его из детдома.” — монолог девушки с простым лицом, потрескавшимися губами, раскосым взглядом, канапушками и слезами. Слезами, которые мешают ей говорить, слезами, которые душат ее и сбивают мысли в голове, слезами, которые лучше всяких слов говорят о том, что творится у нее в душе — в душе многодетной мамы, оставляющей своего четвертого ребенка в роддоме с надеждой вернуть его себе через пару лет…
История девушки со скуластым лицом и припухшими губами, почти весело и немного игриво рассказывающей о потерянной благополучной жизни, пути вниз, в никуда, на обочину жизни, жестокость улицы, болезни и лишения, беременность не понятно от кого и немного наивное, но твердое желание жить. Жить и растить свои дочь, не смотря ни на что:”Будем жить!”. Грусть, слезы, горе, радость рождения новой жизни и любовь матери к своему ребенку.
Полные слез глаза молодой женщины, которая будучи замужем никак не могла завести детей. И принятие решения взять малыша из детского дома — ведь детям нужна любовь и она готова отдать ему все, всю себя, всю накопившуюся нежность и заботу. Будем жить!
Последним фильмом была картина Евгений Ховаева «Реконструкция — Страхов» (рабочее название — «Сельский учитель»). Он посвятил ее памяти своей мамы, которая всю жизнь проработала педагогом.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет — кузница кадров для школ не только Волгограда и области, но и многих зарубежных стран. Очередной выпуск студентов — вручение дипломов, веселье, танцы, шампанское, фотографии на память!
А завтра… Завтра новая уже взрослая жизнь. Прощайте зачетки, прощай общага, до свидания друзья-сокурсники. Билет, автовокзал, дорога домой, дорога в новую жизнь.
Виктория Семисотова — улыбчивая брюнетка, теперь уже выпускница университета, теперь учитель сельской школы небольшого хутора на севере Волгоградской области. Она не осталась в большом городе, она вернулась Домой, с большой буквы Д. Навсегда или на несколько лет — покажет время. А пока — 1 сентября, торжественная линейка на школьном дворе, шарики, флажки, бантики у девочек и белые рубашки у пацанов. Всего-то учеников человек 25. В классах по 3 — 5 человек. Вика ведет географию:”Какие острова принадлежат России?”. У доски мальчишка лет 14-ти. Смотрит на висящую на доске карту, тычет пальцем в острова на Севере, читает их названия. “Ну а какие большие острова в составе России?”, спрашивает учительница и сама показывает остров Сахалин. Ученик послушно смотрит на острова рядом с Сахалином и уверенном читает их названия:”Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.”. “Кому они принадлежат?”, спрашивает Виктория. Немногочисленные голоса учеников строят предположения:”Китаю!”. Урок идет своей чередой.
В квартире на четвертом этаже, в которой теперь живет сельская учительница, периодически выключают воду. Во дворе колонка, она набирает два ведра и несет домой. Быт в поселке прост и суров. Вика разговаривает с подругой по мобильному телефону, делится новостями и сетует на дороговизну — свозить детей в областной центр стоит 12 000 рублей. Ни у родителей, ни у школы нет таких денег. Камера беспристрастно снимает, ее как бы и нет.
Одним из пунктов в описании проекта на краудфандинговом сайте был пункт о том, что часть средств, собранных проектом, пойдет собственно на организацию поездки школьников в Волгоград. Оказывается, что далеко не все дети хотя бы один раз были в столице области. В голове у меня это как-то не укладывается. Ведь по московским понятиям, расстояние в 250-300 километров, а именно столько от хутора до Волгограда, это просто, что называется, “копейки”. Многие москвичи-дачники проезжают такое расстояние каждые выходные летом, отправляясь после трудовой недели на свои родные фазенды, чтобы припасть к клумбам и грядкам.
Автобус арендован, дети и сопровождающие их родители и учителя садятся и отправляются в путь.
Мамаев курган, Пантеон воинской славы, Скорбящая мать, Вечный огонь, Родина-Мать — знаменитые на всю страну памятники самой кровопролитной битве Великой отечественной войны. Новые сильные впечатления, которые дети пронесут через всю свою жизнь и бережно передадут своим детям и внукам. Очень хочется в это верить.
Жизнь идет своим чередом, осень сменяется зимой, снега тают и расцветают цветы, ученики взрослеют, молодая учительница набирается опыта, школа живет, большая страна, маленькие поселки, большие дороги, поля, реки. Все это — наша земля, наша жизнь, день за днем, поколение за поколением.
Свет в зале, аплодисменты, авторы на сцене, вопросы из зала, дискуссия, слова благодарности, новые планы, проекты, фильмы. Документальное кино — взгляд со стороны на нашу жизнь — честно и просто.
Я очень рад, что в наше время чистогана и наживы остается частица человечности, квант искусства, ремесло документалиста. Мне было необычайно приятно, что современные технологии позволяют не только собирать тысячи “лайков”, но и делать хорошие и добрые дела — помогают снимать кино!
Спасибо Сергею Мирошниченко за учеников! Ученикам — спасибо за настоящее кино!